В Москве продолжается формирование образовательных комплексов, куда входят детсады, школы, а в некоторые уже — колледжи, дома творчества и спортивные центры. Что даёт подобное слияние? Об этом наш разговор с Андреем Шашковым, который руководит таким гигантом — образовательным учреждением «Воробьёвы горы».
— Андрей Анатольевич, сколько учреждений на сегодняшний день входит в комплекс «Воробьёвы горы»?
— В прошлом году в состав комплекса «Воробьёвы горы» вошли восемь учреждений. На базе Дворца пионеров на Воробьёвых горах объединились два детских сада, две общеобразовательные школы, колледж профессиональных технологий и два центра дополнительного образования. Это объединение сразу стало не просто количественным, но и качественным.
Суть заключается в том, что и дошкольное, и общее, и профессиональное образование скреплены основополагающим — так называемым дополнительным образованием, персональным, актуальным. Только это позволяет воспитать полноценного, самодостаточного человека, всесторонне развитого, ответственного, надёжного и адаптированного к неизвестному в быстро меняющемся мире.
В соответствии с решениями Минобрнауки РФ ГБПОУ «Воробьёвы горы» присвоен статус Федеральной инновационной площадки по распространению модели и идеологии опережающего развития дополнительного образования в России и создан Межрегиональный ресурсный центр, который является единым центром управления и развития консолидированными и создаваемыми ресурсами в системе дополнительного образования.
— Больше ли стало желающих попасть в детсады и школы, которые теперь в связке с легендарным Дворцом пионеров?
— В детских садах сразу стало больше заявок, в школах поменьше, но лишь потому, что на момент объединения (оно проходило с марта по август прошлого года) классы уже были сформированы.
Всего у нас 26 тысяч детей, из них 1100 — в школах, 1000 — в колледже, более 400 — в детсадах, и все — в дополнительном образовании.
Много желающих учиться в комплексе из других районов, и мы располагаем возможностью давать образование от дошкольного до профессионального.
— Похоже, у ваших воспитанников на сегодняшний день самый большой выбор кружков и секций в Москве?
— Учащиеся, которые занимаются у нас, могут выбрать любой вид деятельности, который им по душе, и даже предложить организовать что-то новое. Если наберётся группа желающих заниматься направлением, которого у нас пока нет, мы найдём и педагогов, и помещение. Одна из целей объединения — использование одних ресурсов под разные задачи.
Сделать это совсем нетрудно, потому что комплекс «Воробьёвы горы» объединяет людей, готовых реализовать свои таланты, инициативу и педагогическое мастерство. У нас особое внимание уделяется новым технологиям в обучении и создании единой среды: педагоги — семья — дети. Дополнительное образование — связующее звено между школой, вузом, детским садом; образование, которое приходит в каждую семью.
— То есть весь комплекс в распоряжении учеников, а также их мам и пап?
— Конечно. У нас, например, есть 45 га парка, где можно заниматься физкультурой и проводить на открытом воздухе всевозможные мероприятия. Очень востребован бассейн — занятия в нём идут почти без перерыва. Но мы не просто хотим научить плавать как можно больше мальчишек и девчонок, мы даём навыки, которые могут пригодиться в жизни, понимание ответственности за жизнь, за безопасность.
Вообще все наши программы постепенно становятся интегративными за счёт объединения различных видов деятельности и различного предметного содержания. При этом обучающиеся получают целостные знания об изучаемом явлении, овладевают универсальными способностями, приобретают жизненно важные личностные качества.
После объединения у нас больше 1000 секций и более 600 образовательных программ. Причём заниматься у нас могут и дети, и взрослые. Привела мама ребёнка в один кружок, а сама пошла в другой. Есть у нас и совместные программы для всей семьи. Семья для нас — самая большая ценность. Да и в условиях мегаполиса, согласитесь, удобно приехать в одно место и понимать, что получишь сразу всё, что необходимо, без лишних поездок по городу и траты времени. «Вовремя, — как говорит Валерий Леонидович Хайкин, — это ключевая система координат для реализации планов в жизни, и управление временем должно стать главным для каждой нашей семьи, для каждого сотрудника нашего Комплекса».
— Комплекс один, но здания всё-таки разные, причём некоторые находятся в отдалении друг от друга. Как вы налаживаете взаимодействие между ними?
— У нас это структурные подразделения, управляемые квалифицированными руководителями. Но при этом каждый из руководителей не только управляет территориальным структурным подразделением, но и ведёт проекты, ориентированные на весь комплекс — на всех территориях. Мы управляем программами, их развитием и совершенствованием.
Большинство педагогов, психологов, воспитателей активно участвуют во всех программах. У нас один и тот же преподаватель может проводить занятия в разных зданиях, и это не считается совместительством. Он работает в организации, в комплексе «Воробьёвы горы» — и это главное.
Наша система управления строится на развитии традиций. Мы сохраняем традиции, обязательно вносим новое, развиваемся сами и развиваем наши продукты. Так и только так появляются инновации, которые не внедряются, а применяются в актуальном образовании.
Мы проводим множество мероприятий, конференций, выставки, концерты, фестивали. Сотрудничаем с госведомствами и столичными департаментами, которые помогают нам сделать процесс обучения ещё более интересным и приближенным к жизни.
— Станут ли «Воробьёвы горы» ещё больше?
— Да, в этом году к нам присоединятся 9 организаций из различных округов Москвы. Это будут не школы, а учреждения дополнительного образования — физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, краеведческой и технической направленности. Комплекс «Воробьёвы горы» будет практически в каждом округе, станет ближе к тем, кому до сих пор был недоступен. Так что возможностей получить новые навыки, научиться общаться, научиться понимать друг друга и вообще интересно проводить совместно время у детей, их родителей, у бабушек и дедушек станет ещё больше!